Живопись XVIII в.

Дмитрий Григорьевич Левицкий, Портреты

Талантливый живописец Д. Г. Левицкий, происходящий из старинного украинского рода, родился в Киеве. Отец художника, Григорий Кириллович, был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он-то и дал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 г. для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, т. к. Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.

В 1758 г. Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет сотрудничает с ним. Вместе с Антроповым в 1762 г. он едет в Москву, где выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины И. Через год Левицкий расстается со своим учителем. Унаследовав от А. П. Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.

Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770г., на которой он представил шесть мастерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен портрет А. Ф. Кокоринова, выполненный в характерном для XVIII в. жанре парадного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. Все это есть и в портрете Кокоринова, в котором ощущается еще и какое-то особое спокойствие и ясность образа. Художник с любовью пишет задумчивое лицо архитектора, используя сдержанные цветовые сочетания, чтобы подчеркнуть человеческое достоинство и благородство характера Кокоринова – строителя здания Академии художеств и ее первого директора. За этот портрет Левицкий получает звание академика и в течение семнадцати лет, начиная с 1771 г., руководит классом портретной живописи в Академии художеств.

1770-1780-е гг. – время наивысшего расцвета мастерства Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского двора. К 1773 г. относится выполненный им портрет П. А. Демидова. Необычность портрета в какой-то мере определяется оригинальностью личности прославленного «чудака», бывшего при этом человеком образованным, жертвовавшим огромные суммы на просвещение. Эту работу отличает соединение парадности в постановке фигуры с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады. Вместе с тем его окружают предметы вполне бытовые: горшки с цветами, лейка, что говорит об увлечении Демидова садоводством. Домашний костюм придает образу оттенок интимности.

Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естественности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин «новой породы» – воспитанных и образованных. В портреты учениц художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, в тот момент, когда раскрываются черты его характера. Девушки изображены исполняющими концертные номера. Известная артистическими способностями Г. И. Нелидова танцует и поет куплеты. В ее улыбке, взгляде, движениях – задор и веселое кокетство. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски любезной улыбкой. Обаятельная, с тонким и умным лицом Е. И. Молчанова декламирует стихи.

Левицкий строит портреты на сопоставлении индивидуальных качеств моделей. Застенчивая, робкая, чуть скованная в движениях Хованская и бойкая, с задорной улыбкой и игривым жестом Хрущева. Не имея первоначально общего замысла портретной серии «Смолянок», Левицкий тем не менее создал единую сюиту, содержанием которой явились обаяние и красота юности. Портреты связаны единством приемов, ритмом движений, общностью композиционного построения, использованием условного театрального пейзажного фона, где неизбежно доминирует человек. В этих работах проявился дар Левицкого в создании декоративного ансамбля, рассчитанного на оформление дворцового зала, понимание художником портрета как большой композиционной картины.

Мастерство Левицкого проявилось и в ряде последующих полотен, и особенно в «Портрете Екатерины II – законодательницы». Портрет Екатерины II представляет собой историческую картину, где содержание раскрывается через целую систему образов. Екатерина изображена в храме богини Правосудия; сжигая на алтаре маки, она «жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя». Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. Виднеющееся вдали открытое море, российский флаг и жезл Меркурия на военном щите означают защищенную торговлю. Державин в оде «Видение мурзы» дает стихотворное описание данного портрета Левицкого:

Сошла со облаков Сошла – и жрицей очутилась Или богиней предо мной. Одежда белая струилась на ней серебряной волной...

В последующие годы Левицкий создает галерею портретов русской аристократической интеллигенции. Портреты очень просты, камерны по характеру. Обычно фигура помещается на нейтральном фоне. Окружение отсутствует, позы людей естественны.

Левицкий дает объективную характеристику своим современникам, выделяет присущие портретируемому качества физического и духовного облика, подчеркивает типические национальные черты. Портреты Левицкого отличаются живописной красотой, причем для каждого из них художник находит особую цветовую гамму.

В 1787 г. Левицкий оставляет преподавание в академии. В последнее десятилетие XVIII в. резко меняется положение художника, он утрачивает роль первого живописца, старый мастер испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, начинает увлекаться масонством, им все более овладевают религиозные настроения. В 1807 г. благодаря хлопотам друга Левицкий возвращается в академию как член Совета. Однако вскоре художника постигает большое несчастье: он начинает слепнуть. Его последняя работа датирована 1812 г.



Комментарий: Ваше имя:

Білокінь А. М. 08/09/2016

Народився Д.Г. Левицький у містечку Велика Маячка, тодішньої Полтавської губернії Кобеляцького повіту у сімї місцевого священника Миколаївської цереви Григорія Левицького, який водночас був і європейського рівня гравером. У віці 3 р. батько привіз його у свій київський будинок. А далі по біографічній довідці.