Живопись XVII в.

Хендрик Аверкамп, «Катание на коньках за городскими стенами»

Хендрик Аверкамп – один из крупнейших голландских живописцев раннего барокко, он был первым, кто начал работать в стиле реалистичной пейзажной живописи. Аверкамп, бывший глухонемым от рождения, в раннем своем творчестве изображал практически исключительно зимние пейзажи. Невозможность ощущать этот мир с помощью слуха необыкновенно обострило его чувство цвета, способность замечать мельчайшие элементы в многофигурных композициях.

В передаче неуловимо меняющегося освещения ему не было равных. Городские зимние пейзажи сделали художника широко известным во всей Голландии, поэтому его творчество было необычайно востребовано при жизни. На картинах Авер-кампа природа впервые начала изображаться такой, какой была на самом деле. Именно в этом проявилось новое художественное направление в голландской живописи, поскольку доминирующей до этого времени фламандской школе живописи реализм был совершенно несвойствен.

«Катание на коньках за городскими стенами» – одно из наиболее характерных произведений голландца, написанное в серебристой гамме, краски подобраны необыкновенно тщательно. Небольшие фигурки конькобежцев вписаны в объемное пространство полотна с декоративной точностью. Одним из типичных композиционных решений художника является очень реалистичное изображение холодного прозрачного зимнего неба, наполняющее всю картину ощущением бодрости и свежести северной зимы. Педантичность Аверкампа в отношении мелких деталей проявилась и в этой работе. Так, тщательно выделенный красный пояс на даме в левом нижнем углу полотна привносит оживление, передавая веселый азарт отдыхающих горожан, пришедших покататься на замерзшее озеро.

Сама обстановка в стране, сложившаяся к середине XVII в., а именно протестантская реформа, значительно ослабившая влияние церкви на жизнь страны, формирование в обществе мощного среднего класса, привела к переориентировке стиля и направленности в творчестве живописцев, в т. ч. и Аверкампа. Небольшой формат его полотен, выполненных станковым способом, был обусловлен тем, что отныне живопись предназначалась не для избранных представителей из высшей касты, а для широкого зрителя.

В конце своего творческого пути Аверкамп значительно расширил границы своих работ. Теперь у него в создании художественных сюжетов «участвовало» большее количество персонажей.

Признанный мастер реалистичного городского пейзажа, Аверкамп пользовался заслуженным авторитетом как в художественной среде, так и среди простых голландцев, оставаясь одним из самых ярких представителей нидерландской живописи.



Комментарий: Ваше имя: